Философская заметка, посвященная ответу на вопрос: какое из двух фокусных расстояний 35 мм или 50 мм удобнее для съёмок в жанре уличной фотографии. Мои мысли.

Увлекающиеся уличной фотографией люди знают, какой это интересный жанр, требующий определенной сноровки и везения оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы запечатлеть заветный момент.
И вроде как все её аспекты неформально оговорены давно до нас, но фотография не была бы фотографией, если бы не была такой многогранной как в творческих моментах, так и технических. Мы вольны выбирать, что нам снимать в рамках жанра и на что снимать.
Эмпирически так сложилось, что общепризнанными и удобными фокусными расстояниями в стрит-фотографии считаются два: 35 мм и 50 мм (в полнокадровом эквиваленте). Определенно, есть и исключения. Но чаще всего весь мир снимает стрит именно на такие объективы. Мы знаем авторов с большой буквы (Анри Картье-Брессон, Сол Лейтер, Робер Дуано, Стивен Шор, Алекс Уэбб), которые подарили нам шедевры, у которых мы учимся по настоящий день и стараемся подражать. И каждый из них выбрал для своего творческого видения какое-то определённое ФР.

Я относительно недавно интересуюсь уличной фотографией. И тоже решил найти себя и личные предпочтения. В этом плане камеры Fujifilm - это определенно то, что меня полностью устраивает, что нравится и приносит удовольствие. Своими мыслями на данную тему я делился в статье Fujifilm для стрит-фотографии — мои настройки. Но вот с выбором объектива для съемок в этом жанре все оказалось значительно сложнее.
Так сложилось, что мне нравятся оба эти ФР. И как бы ни были 35 мм и 50 мм похожи между собой, все равно они разные. Каждый раз, когда я собираюсь на очередную фотопрогулку и выбираю один из объективов, понимаю, что они не могут заменить друг друга в полной мере.

За прошедшее время я посвятил стрит-съемкам на 50 мм где-то полгода, и даже принял для себя мысль, что для меня это ФР более удобное. Мне нравится снимать детали окружающей среды и объектив XF 35/1.4 дает мне эту возможность. С ним необязательно близко подходить к снимаемой сцене или объекту, и вместе с тем нет необходимости отходить далеко, чтобы уже не быть частью происходящего. 50 мм объектива достаточно для комфортной работы и, если есть необходимость отделить объект съемки от фона, то это вполне возможно сделать, не прибегая к помощи телеобъективов, например 85 мм.

Когда я купил себе Pergear 25/1.8, я невольно еще раз переосмыслил свою философию и отношение к 35 мм. Куда бы я ни ехал, я специально и сознательно брал этот объектив одним единственным, чтобы не иметь искушение снимать на что-то еще, уже более привычное. И каждый раз, делая на него кадры, я понимал, что ошибался насчет 50 мм и, что 35 мм не менее замечательное фокусное расстояние. Мы часто склонны следовать своим привычкам, и они перестают делать нас гибкими и мобильными. Наш кругозор сужается, и, как следствие, мы теряем возможность сделать что-то иначе.
35 мм дает фотографу шанс быть непосредственным участником снимаемой сцены. Угол обзора немного шире, чем у 50 мм, но еще не настолько широк, чтобы значительно приблизиться к снимаемому объекту, нарушив всю "магию". На 35 мм мне нравится снимать городские или пейзажные карточки и вписывать в них силуэты людей или проезжающие автомобили. 35 мм объектив позволяет показать объект в окружающей его обстановке, что на 50 мм будет смотреться уже иначе.

Сегодня я не могу сказать однозначно, объектив с каким фокусным (35 мм или 50 мм) я бы оставил одним единственным для съемок в жанре стрит-фотографии. И благо, если вдуматься, это совсем необязательно. Если можно позволить себе их оба, то почему бы не сделать так, чтобы они дополняли друг друга и вносили долю разнообразия в повседневные съемки. Благодаря им можно смотреть на мир, как все остальные люди, но видеть гораздо больше...
Удачной стрит-фотографии! Буду рад, если поделитесь своими мыслями по теме статьи в комментариях.
Если статья вам понравилась, и информация в ней оказалась полезной, поддержите блог, нажав на кнопки «Поделиться».
Также можно выразить благодарность в виде доната:
Спасибо за поддержку!
Что за страсть к темным кадрам? …
Нравится, есть такое))
Спасибо за высказанные мысли! Вернулся в эту заметку после свежего обзора 33мм вилтрокса.
Я для себя в итоге понял, что 35 однозначно универсальнее 50. Но и ему часто не хватает угла для передачи контекста близко разворачивающихся событий. Поэтому основным объективом именно для стрита на камере, которая всегда со мной, стал объектив Ricoh GR с 28мм ЭФР (f2.8). Компактность, качество снимков и возможность заточки под себя - выдающиеся.
Для системы Fujifilm очень удачным объективом для данного фокусного кажется XF 18mm f2. Хочу проверить его в деле, когда найду по удачной цене на авито.
Когда хочется ещё шире - есть объектив Olympus 12mm f2 (24мм ЭФР) на маленьком Olympus Pen со стабилизатором. Но композиционно снимать на него непросто.
А 50мм отлично дополнит любой вариант из перечисленных выше, как для уличной фотографии, так и для семейной съемки (считаю полтинник лучшим объективом для крупноплановой съемки дома, особенно для детей).
Благодарю за комментарий, Дмитрий! Согласен, выбор фокусного непростой, и во многом связан с личным видением. У самого постоянно "борьба" 😊 а что касается фуджи 18/2, могу сказать, что это один из моих любимых объективов. Если найдете в хорошем состоянии и по приятной цене, не разочаруетесь. Особенно, если подобное фокусное вам удобно для стрита.
Успехов!!!
Спасибо! Взаимно!